ARTDOM запускает спецпроект «История дизайна: материалы», созданный совместно с популярными Telegram-каналами Russian Architecture и Nowadesign. В рамках этого проекта мы с основательницей каналов Дарьей Данильченко погрузимся в путешествие по истории мебельного дизайна, эволюции стилей и технологий, начиная с древних деревянных конструкций и заканчивая современными инновациями.
Первая статья будет посвящена дереву — символу связи между человеком и природой.
Первая статья будет посвящена дереву — символу связи между человеком и природой.
«Для меня дерево не нейтральная субстанция, для меня это живой материал, по своему строению похожий на человеческие мышцы», - Алвар Аалто


Дерево — это материал, который сопровождает нас с самого начала цивилизации. От первых орудий до сложных дизайнерских шедевров дерево стало неотъемлемой частью истории искусства и дизайна, объединяя в себе практичность, эстетику и универсальность. Его тепло, гибкость и долговечность продолжают вдохновлять архитекторов и дизайнеров всех эпох, и остаются актуальными в наши дни.
С древнейших времён дерево было основным материалом для создания инструментов, жилья и утвари. Египетские мастера украшали его резьбой и инкрустацией, создавая изысканную мебель. В Китае дерево стало основой для величественных архитектурных шедевров, таких как пагоды, которые, благодаря использованию сложных замковых соединений, сохраняют свою красоту и устойчивость в наши дни.
Сегодня, в эпоху устойчивого развития, дерево возвращает свою актуальность. Это экологичный материал, который в большинстве случаев легко перерабатывается и гармонично вписывается в концепцию устойчивости. Современные дизайнеры продолжают исследовать новые способы использования дерева.
Скандинавский стиль, минимализм и японская эстетика ваби-саби активно используют дерево, подчёркивая его натуральную текстуру и органичную связь с природой. Эти подходы показывают, как дерево может быть не только материалом, но и философией, частью нашего взаимодействия с окружающим миром.
В истории дизайна дерево всегда занимало особое место, благодаря своей универсальности и способности адаптироваться к новым технологиям. Этот материал остаётся актуальным на протяжении тысячелетий, от простых утилитарных изделий до изысканных дизайнерских решений. Дерево продолжает вдохновлять, создавая мост между прошлым, настоящим и будущим, соединяя нас с природой и позволяя раскрыть потенциал каждого проекта.
Например, дерево занимает особое место в ремесленной культуре Японии. Местные мастера с древности работали в технике Sashimono, которая предполагает изготовление столярных без использования гвоздей или шурупов, что позволяет раскрывать первозданную красоту материала.
С древнейших времён дерево было основным материалом для создания инструментов, жилья и утвари. Египетские мастера украшали его резьбой и инкрустацией, создавая изысканную мебель. В Китае дерево стало основой для величественных архитектурных шедевров, таких как пагоды, которые, благодаря использованию сложных замковых соединений, сохраняют свою красоту и устойчивость в наши дни.
Сегодня, в эпоху устойчивого развития, дерево возвращает свою актуальность. Это экологичный материал, который в большинстве случаев легко перерабатывается и гармонично вписывается в концепцию устойчивости. Современные дизайнеры продолжают исследовать новые способы использования дерева.
Скандинавский стиль, минимализм и японская эстетика ваби-саби активно используют дерево, подчёркивая его натуральную текстуру и органичную связь с природой. Эти подходы показывают, как дерево может быть не только материалом, но и философией, частью нашего взаимодействия с окружающим миром.
В истории дизайна дерево всегда занимало особое место, благодаря своей универсальности и способности адаптироваться к новым технологиям. Этот материал остаётся актуальным на протяжении тысячелетий, от простых утилитарных изделий до изысканных дизайнерских решений. Дерево продолжает вдохновлять, создавая мост между прошлым, настоящим и будущим, соединяя нас с природой и позволяя раскрыть потенциал каждого проекта.
Например, дерево занимает особое место в ремесленной культуре Японии. Местные мастера с древности работали в технике Sashimono, которая предполагает изготовление столярных без использования гвоздей или шурупов, что позволяет раскрывать первозданную красоту материала.

Джордж Накашима
Известный японско-американский дизайнер и столяр XX века Джордж Накашима утверждал: каждое дерево имеет индивидуальный цвет и характер. Накашима неустанно совершенствовал мастерство обработки дерева, однако верхом безупречности считал его естественную поверхность. Яркий пример такого подхода, подчеркивающего природную красоту материала, — лаунж-кресло со скульптурным подлокотником.

Africa, Афра и Тобия Скарпа
Обеденные стулья Africa, которые Афра и Тобия Скарпа создали в 1975 году для итальянского бренда Maxalto, выполнены из древесины грецкого ореха. Покрытая лаком поверхность материала подчеркнута за счет органических линий контрастного черного оттенка на спинке.

Berger Wood Stool, Шарлотта Перриан
Дерево любила и Шарлотта Перриан, икона дизайна XX века: она активно использовала в своей практике дуб, ясень, пихту, сосну, красное дерево и даже бамбук. По ее словам, после тщательной ручной обработки и шлифовки этот материал приобретал непревзойденную гибкость и мягкость. Ее знаковый табурет Berger Wood Stool, созданный в середине прошлого столетия и перевыпущенный компанией Cassina в 2011 году, выполнен из массива дерева с сохранением его естественной текстуры.


Стулья Wishbone и Round, Ханс Вегнер
Не менее распространено дерево и среди скандинавских дизайнеров, что объясняется как доступностью этого сырья в северном регионе, так и тем, что натуральный материал как нельзя лучше отражает философию скандинавского минимализма. Так, датский дизайнер Ханс Вегнер начинал свой профессиональный путь с учебы у краснодеревщика и пронес любовь к столярному дереву через всю жизнь. За свою карьеру он создал множество деревянной мебели, среди самых известных моделей — Wishbone и Round (1949).


Денис Милованов
Российский дизайнер Денис Милованов создает скульптуры и мебель с помощью всего двух инструментов — бензопилы и стамески. В качестве основного материала он использует поваленные или засохшие дубы: деревья тщательно восстанавливаются, обрабатываются вручную, а затем варятся в льняном масле. Этот старинный метод работы с древесиной повышает долговечность будущих объектов и делает ее природные оттенки более насыщенными.
Продолжая тему экологичности и устойчивости, стоит упомянуть студию дизайна Material Cultures. Они разработали альтернативу фанере и ОСП, используя в том числе сосновые иголки и березовую кору, материалы которые выходят за пределы стандартного обработанного дерева.
Одной из проблем в строительной отрасли является зависимость от хвойных деревьев, что приводит к моноспецифическим лесам, вредным для биоразнообразия и экосистем. Для решения этой проблемы Material Cultures разработала панели из коры берёзы и секвойи, которые обладают природными водоотталкивающими свойствами и подходят для облицовки. Листы изготовлены путем послойного укладывания коры. Эти материалы, ранее считавшиеся отходами, теперь нашли новое применение. Дизайнеры продемонстрировали их потенциал, создав табуреты с верхами из прессованной берёзы и секвойи.
Продолжая тему экологичности и устойчивости, стоит упомянуть студию дизайна Material Cultures. Они разработали альтернативу фанере и ОСП, используя в том числе сосновые иголки и березовую кору, материалы которые выходят за пределы стандартного обработанного дерева.
Одной из проблем в строительной отрасли является зависимость от хвойных деревьев, что приводит к моноспецифическим лесам, вредным для биоразнообразия и экосистем. Для решения этой проблемы Material Cultures разработала панели из коры берёзы и секвойи, которые обладают природными водоотталкивающими свойствами и подходят для облицовки. Листы изготовлены путем послойного укладывания коры. Эти материалы, ранее считавшиеся отходами, теперь нашли новое применение. Дизайнеры продемонстрировали их потенциал, создав табуреты с верхами из прессованной берёзы и секвойи.



Material Cultures
Новое поколение дизайнеров переосмысляет этот традиционный материал, балансируя между ремесленным наследием и современной, зачастую авангардной эстетикой.
Вне зависимости от времени и культурных контекстов, дерево продолжает вдохновлять дизайнеров и архитекторов на создание уникальных и функциональных произведений, которые гармонично сочетаются с окружающим миром. Это материал, который, сохраняя свою древнюю ценность, находит новые пути применения, отражая нашу ответственность за будущее планеты.
Вне зависимости от времени и культурных контекстов, дерево продолжает вдохновлять дизайнеров и архитекторов на создание уникальных и функциональных произведений, которые гармонично сочетаются с окружающим миром. Это материал, который, сохраняя свою древнюю ценность, находит новые пути применения, отражая нашу ответственность за будущее планеты.