Новости ARTDOM 2024

Андрео Палладио: архитектор, возродивший классику

2024-12-02 16:26 Новости выставки
В третьей части нашего специального проекта ARTDOM х Андрей Бархин «Как архитекторы работали с классикой» мы отправимся из советской Москвы в Италию эпохи Возрождения, чтобы узнать о великом архитекторе Андреа Палладио. Этот мастер не только заложил основы строительства вилл, но и написал теоретический трактат «Четыре книги по архитектуре», который сделал его одной из самых влиятельных фигур в западной архитектуре.
Андреа Палладио – величайший из итальянских архитекторов эпохи Возрождения, и его архитектурный стиль давно стал синонимом гармонии и совершенства архитектурных форм.
Палладио и палладианство
Палладио стал основателем совершенно новой эстетики – палладианства. Он по-новому взглянул на язык античности, увидел её красоту и сфокусировал на ней свое внимание, словно призма, особым образом преломляя её. Палладио не стремился подражать античным формам, но он заложил новые принципы классической архитектуры. Благодаря этому он стал источником вдохновения для многих поколений зодчих и самым востребованным архитектором последних пяти столетий.

Палладио стал создателем самого образа классической архитектуры. Он перевернул наше представление о том, как должен выглядеть частный жилой дом или общественное здание. До этого в Европе не существовало универсального стандарта для решения таких задач. Но после работ Палладио в сознании людей появился образ «дома с портиком» или «храмовидного дома», который стал неотъемлемой частью архитектуры, будь то усадьба, музей, министерство или любое другое сооружение.
Палладио возродил классический портик античного храма, симметрию и трехризалитную схему фасада с доминирующим центральным объемом. Многие виллы мастера были задуманы на основе этих черт (хотя не все были так реализованы). Наиболее известный пример – это вилла Барбаро в Мазере с великолепными фресками Паоло Веронезе. Палладио был великим практиком, который в своих постройках смог воплотить те приёмы и идеи, которые спустя несколько веков стали использовать в разных странах.
Простота пластики
Палладио стремился показать новую классическую архитектуру, которая, подобно античной, была украшена фронтонами, портиками и роскошными фресками. Однако, в отличие от античной архитектуры, которая отличалась сложной каменной резьбой, пластический язык Палладио был значительно проще в исполнении.
Конечно, были и исключения, такие как великолепно нарезанные капители венецианской церкви Иль Реденторе или лоджии дель Капитанио в Виченце. Но в большинстве своих работ Палладио выбирает более простую пластику. Хотя в ее основе также лежала классика – гигантский овал римского Колизея, - то, что в Риме было исключением, Палладио возвел в систему, сделав правилом.
Палладио доказал, что, используя пластику Колизея как единственную букву, можно создать совершенно новые слова и предложения. Ненарезанные капители и карнизы Колизея стали основанием для пластики Палладио, которая значительно отличалась как от античности, так и от архитектуры кватроченто. После Палладио многие архитекторы стали следовать его принципам. Однако у самого Палладио для подобного выбора были вполне рациональные и экономические причины. Он не строил здания для императорского Рима, его виллы располагались вокруг маленькой Виченцы. В этих работах были объединены как эстетические, так и практические цели: они служили сельскохозяйственным нуждам Венецианской республики. Поэтому его виллы часто смотрятся одновременно скромными и роскошными.

Архитектурный язык Палладио обрел популярность от Москвы и Петербурга до Лондона и Вашингтона. Но каким было может быть первое впечатление от вилл Палладио? Об этом подробнее в четвертой статье спецпроекта.

Совет автора: Если вы хотите увидеть пример чистого палладианства, рекомендую посетить усадьбу Архангельское под Москвой. Там расположена построенная в начале ХХ века усыпальница Юсуповых — одно из наиболее близких к стилю Палладио зданий по композиции, красоте деталей и интерьеров.

Также стоит посетить Торжок и его окрестности, где можно увидеть немало замечательных творений Н.А. Львова — главного палладианца XVIII века в России.

Подписывайтесь на телеграм канал «Лекторий Андрея Бархина»!
*Прим. ред.: Кватроченто — общепринятое в истории искусства название эпохи итальянского искусства XV века, которое соотносится с периодом Раннего Возрождения (примерно с 1420-х по 1500 год).