Четвертая статья спецпроекта «История дизайна: материалы» ARTDOM и Telegram-каналов Russian Architecture и Nowadesign посвящена разнообразию синтетических материалов, которые перевернули наше представление о дизайне. Вторая половина XX века стала эпохой трансформаций: мир увидел надувные кресла, мебель в форме человеческих фигур, прозрачные столы и стулья, ставшие частью повседневной жизни.

Появление синтетических материалов
Революция началась в 1930-е годы с появления первых синтетических материалов: бакелита, эпоксидных смол, метакрила и плексигласа. Но настоящий прорыв произошел в 1960-х, когда новые технологии литья и термоформовки открыли промышленникам невиданные возможности.
Теперь они могли работать с материалами, ранее недоступными для мебельного производства. Авангардный дизайн, прежде казавшийся роскошью, стал массовым. Дизайнеры получили возможность создавать сложные скульптурные формы, а компании вроде Artemide, Kartell, Poltronova и Zanotta начали активно экспериментировать с полимерами, превращая инновационные материалы в культовые предметы интерьера.
Революция началась в 1930-е годы с появления первых синтетических материалов: бакелита, эпоксидных смол, метакрила и плексигласа. Но настоящий прорыв произошел в 1960-х, когда новые технологии литья и термоформовки открыли промышленникам невиданные возможности.
Теперь они могли работать с материалами, ранее недоступными для мебельного производства. Авангардный дизайн, прежде казавшийся роскошью, стал массовым. Дизайнеры получили возможность создавать сложные скульптурные формы, а компании вроде Artemide, Kartell, Poltronova и Zanotta начали активно экспериментировать с полимерами, превращая инновационные материалы в культовые предметы интерьера.

Параллельно с пластиковыми экспериментами компания Zanotta в 1967 году запустила кресло BLOW, созданное талантливым трио дизайнеров: Джонатаном Де Пасом, Донато Д'Урбино, Паоло Ломацци. Их творение противостояло традиционным буржуазным представлениям о тяжелой добротной мебели. Вдохновленное поп-артом, кресло напоминало персонажа Michelin Bibendum, что иронично отражало влияние рекламы на дизайн того времени. Дизайнеры взяли за основу идею резиновой лодки, но вместо традиционного неопрена выбрали поливинилхлорид. BLOW воплотило в себе все преимущества современной мебели: легкость, доступность и компактность в сложенном виде.

Революционный материал — вспененный полиуретан
В 1960-х годах мир промышленного дизайна покорил революционный материал — вспененный полиуретан, способный сжиматься в вакууме до 30% от своего объема.
Французский дизайнер Роже Таллон одним из первых оценил потенциал нового материала, создав культовый стул Wimpy для первой французской сети фастфуда.
В табурете Cryptogamme Таллон мастерски использовал пластичность полиуретана, отказавшись от острых углов в пользу природных, органических форм. На выставке 1965 года он представил впечатляющую инсталляцию — гигантский кулак из черной вспененной пластмассы с проекциями геометрических фигур.
В 1960-х годах мир промышленного дизайна покорил революционный материал — вспененный полиуретан, способный сжиматься в вакууме до 30% от своего объема.
Французский дизайнер Роже Таллон одним из первых оценил потенциал нового материала, создав культовый стул Wimpy для первой французской сети фастфуда.
В табурете Cryptogamme Таллон мастерски использовал пластичность полиуретана, отказавшись от острых углов в пользу природных, органических форм. На выставке 1965 года он представил впечатляющую инсталляцию — гигантский кулак из черной вспененной пластмассы с проекциями геометрических фигур.

Итальянский дизайнер Гаэтано Пеше черпал вдохновение в простых вещах: наблюдая за тем, как губка сжимается и возвращается к изначальной форме в ванне, он создал революционную серию мебели Up. Семь предметов этой коллекции, упакованные в вакуум, занимали минимум места и легко принимали свою окончательную форму после распаковки.

Чини Боэри, ученица легендарного Джо Понти, совершила настоящий прорыв в работе с полиуретановыми блоками. В 1967 году она представила монолитный шезлонг Bobo Relax для Arflex, а в 1987 году — инновационное кресло Ghost из цельного куска литого стекла, получившее признание как самый инновационный продукт года на Мебельной выставке в Милане. Диван Serpentone стал кульминацией работы Боэри с полиуретановыми блоками. Его дизайн вдохновлен змеей (отсюда и название Serpentone — “большой змей”), что мастерски отражено в его гибких, подвижных элементах.

Прозрачное будущее
Джо Коломбо, пионер футуристического дизайна, расширил границы возможного, начав работать с плексигласом (акриловым стеклом). Этот синтетический материал, изначально использовавшийся в авиастроении, позволил создавать прозрачные, легкие и прочные предметы мебели. В лампе Acrilica для Oluce Коломбо использовал способность акрила создавать рассеянное свечение, а его демократичная цена сделала футуристическую мебель доступной широкой публике.
Джо Коломбо, пионер футуристического дизайна, расширил границы возможного, начав работать с плексигласом (акриловым стеклом). Этот синтетический материал, изначально использовавшийся в авиастроении, позволил создавать прозрачные, легкие и прочные предметы мебели. В лампе Acrilica для Oluce Коломбо использовал способность акрила создавать рассеянное свечение, а его демократичная цена сделала футуристическую мебель доступной широкой публике.

В 1930-х годах началась новая эра в дизайне с появлением эпоксидных смол. Революционный прорыв произошел в 1936 году, когда швейцарский ученый синтезировал янтарную смолу с низкой вязкостью. Свойство этого материала — неизменность объема после застывания — сделало его незаменимым в различных областях, от электроники до дизайнерских проектов.
Эпоксидные смолы покорили дизайнеров своей пластичностью, возможностью окрашивания и прозрачностью. Эти качества воплотились в Knotted chair Марселя Вандерса (1996), где нити из угольного волокна, пропитанные эпоксидной смолой, сплетаются в технике макраме и затвердевают под собственным весом.
Эпоксидные смолы покорили дизайнеров своей пластичностью, возможностью окрашивания и прозрачностью. Эти качества воплотились в Knotted chair Марселя Вандерса (1996), где нити из угольного волокна, пропитанные эпоксидной смолой, сплетаются в технике макраме и затвердевают под собственным весом.

Современные дизайнеры также экспериментируют с категориями прозрачности, когда работают с эпоксидными смолами. В 2019 году дуэт Draga&Aurel представил проект Transparency Matters (“Прозрачность имеет значение”), где предметы дизайна из эпоксидной смолы были вдохновлены образами космической эры и оптического искусства. А в 2022 году Гаэтано Пеше создал коллекцию из 400 стульев из эпоксидной смолы для показа бренда Bottega Veneta.

Стул Louis Ghost, созданный Филиппом Старком для Kartell в 2002 году, является переосмысление классической формы французского кресла Людовика XV, выполненное в цельнолитом прозрачном поликарбонате, что делает его революционным в своей категории.

Louis Ghost стал возможен благодаря применению инъекционного литья под давлением, позволяющего создавать монолитные конструкции без швов и соединений. Поликарбонат — это легкий, прочный и устойчивый к внешним воздействиям материал, широко используемый в промышленном дизайне. Его прозрачность позволила Филиппу Старку воплотить концепцию "невидимого" предмета мебели, который гармонично вписывается в любой интерьер, при этом сохраняя роскошный силуэт барочных кресел.
Магия углерода
Углеродное волокно, изначально разработанное для космической и авиационной промышленности, стало еще одним материалом будущего благодаря своей исключительной прочности. Первые эксперименты в дизайне пришлись на 1980-е годы, а настоящий прорыв произошел в 1990-х, когда материал стал появляться в коллекциях таких известных дизайнеров, как Заха Хадид, Росса Лавгроува и Альберто Меда. Сегодня углеродное волокно используется даже в коллекциях Roche Bobois.
Магия углерода
Углеродное волокно, изначально разработанное для космической и авиационной промышленности, стало еще одним материалом будущего благодаря своей исключительной прочности. Первые эксперименты в дизайне пришлись на 1980-е годы, а настоящий прорыв произошел в 1990-х, когда материал стал появляться в коллекциях таких известных дизайнеров, как Заха Хадид, Росса Лавгроува и Альберто Меда. Сегодня углеродное волокно используется даже в коллекциях Roche Bobois.

Big Table, созданный Аленом Жилем для итальянского бренда Bonaldo в 2009 году, выделяется своими скульптурными ножками, выполненными из стали, окрашенной полиэфирными красками, и массивной столешницей. Именно синтетические покрытия и полимеры, используемые в обработке металла и древесных панелей, делают этот стол долговечным, устойчивым к царапинам и влаге, а также позволяют создавать яркие цветовые комбинации.
Синтетические материалы позволили дизайнерам нарушать устоявшиеся каноны, создавая мебель, которая удивляет, восхищает и иногда провоцирует. В эпоху устойчивого развития эти материалы переосмысляются, но их вклад в историю дизайна остается неоспоримым: без плексигласа не было бы прозрачных столов, без полиуретана — уютных кресел, а без смелости инженеров XX века — самой идеи о том, что мебель может быть чем угодно.
Синтетические материалы позволили дизайнерам нарушать устоявшиеся каноны, создавая мебель, которая удивляет, восхищает и иногда провоцирует. В эпоху устойчивого развития эти материалы переосмысляются, но их вклад в историю дизайна остается неоспоримым: без плексигласа не было бы прозрачных столов, без полиуретана — уютных кресел, а без смелости инженеров XX века — самой идеи о том, что мебель может быть чем угодно.
Автор текста: Юлия Кузьмина