Третья статья спецпроекта «История дизайна: материалы» ARTDOM и Telegram-каналов Russian Architecture и Nowadesign расскажет об истории пластика — материала, без которого невозможно представить современный мир. Гибкий, лёгкий, податливый в обработке и доступный в производстве, он стал настоящим символом массового дизайна XX и XXI веков. Однако его путь в истории был долгим и не всегда очевидным.

Первый синтетический пластик появился в конце XIX века, когда был изобретён бакелит — материал, который открыл новые возможности для промышленного производства. С этого момента пластик стал завоёвывать различные сферы: от бытовых предметов до архитектурных решений. В середине XX века, с распространением технологий литья и термоформовки, он приобрёл статус одного из самых универсальных материалов в дизайне.
В середине прошлого века пластик произвел настоящую революцию в мебельном дизайне. Разнообразная палитра, гибкость и адаптивность в производстве, удобство в эксплуатации — все это быстро сделало новый материал популярным среди самых именитых дизайнеров и ведущих мебельных компаний.

Именно к пластику в 1950 году обратились Чарльз и Рэй Имз в стремлении создать цельный каркас сиденья, отлитого в форму по контурам человеческого тела. В процессе разработки стула Plastic Chair они долгое время экспериментировали с фанерой и алюминием, однако в результате остановились на полиэфирной смоле, армированной стекловолокном. Это позволило добиться возможности массового производства модели, наряду с оптимальной жесткостью и тактильными характеристиками.
Практически одновременно с четой Имз с новым материалом экспериментировал датчанин Арне Якобсен. Стул Drop, придуманный им для отеля SAS Royal Hotel в 1959 году, знаменует собой принципиально новую технологию в производстве мебели. Для наполнения предмета дизайнер использовал пенополиуретан, обитый мягкой тканью.

В свое время возможности, которые открывал пластик перед дизайнерами, по достоинству оценил и Вернер Пантон. Его стул Panton Chair стал первым предметом в истории дизайна, изготовленным из цельного куска формованного пластика и имеющим консольную конструкцию. Последняя, вместе с гибким материалом, обеспечивала комфорт в использовании.
Одной из самых известных компаний, которые активно использовали в производстве пластик, является Kartell. Итальянская фабрика выпустила множество предметов из этого материала в сотрудничестве с ведущими дизайнерами. Например, уже ставшая знаковой модель бренда — созданный Филиппом Старком в 2002 году стул Ghost. В нем он переосмыслил узнаваемый силуэт XVIII века через призму актуальной эстетики. Во многом именно благодаря этому творению в сознании современного потребителя пластик встал в один ряд с такими материалами, как дерево и металл, и перестал ассоциироваться исключительно с дешевизной и одноразовостью.

Однако история работы Kartell с пластиком началась задолго до этого. В 1967 году компания представила комод Componibili, который идеально соответствовал требованиям серийного производства, гибкости, модульности и легкости мебели той эпохи. Кроме того, модель впервые была выполнена из отлитого под давлением АБС-пластика.

Сегодня пластик переживает новый бум популярности, однако дизайнеры используют уже его более экологичную версию. Причем часто изменения затрагивают и иконы дизайна: например, в 2024 году компания Vitra представила версию Plastic Chair из переработанных материалов.
Пластик — это не только элемент интерьеров, мебели и аксессуаров, но и материал для инновационных технологий: 3D-печати, экологичных переработанных покрытий, лёгких и прочных композитов. Его многогранность позволяет дизайнерам воплощать самые смелые идеи, адаптируясь к вызовам современности.
Несмотря на споры вокруг экологии, пластик остаётся ключевым элементом в дизайне, стремясь к осознанному использованию и новым технологиям переработки. Он продолжает вдохновлять, трансформироваться и менять представления о возможностях материалов, демонстрируя, что дизайн — это прежде всего гибкость, адаптация и поиск новых решений.
Например, индонезийская экологическая организация Sungai Watch представила стул Ombak, изготовленный из переработанного пластика, собранного из рек и прибрежных районов Бали. Стул Ombak, что в переводе с индонезийского означает "волна", отличается волнообразным дизайном, вдохновлённым океанскими формами, и изготовлен из переработанного пластика, собранного командой Sungai Watch.
Пластик — это не только элемент интерьеров, мебели и аксессуаров, но и материал для инновационных технологий: 3D-печати, экологичных переработанных покрытий, лёгких и прочных композитов. Его многогранность позволяет дизайнерам воплощать самые смелые идеи, адаптируясь к вызовам современности.
Несмотря на споры вокруг экологии, пластик остаётся ключевым элементом в дизайне, стремясь к осознанному использованию и новым технологиям переработки. Он продолжает вдохновлять, трансформироваться и менять представления о возможностях материалов, демонстрируя, что дизайн — это прежде всего гибкость, адаптация и поиск новых решений.
Например, индонезийская экологическая организация Sungai Watch представила стул Ombak, изготовленный из переработанного пластика, собранного из рек и прибрежных районов Бали. Стул Ombak, что в переводе с индонезийского означает "волна", отличается волнообразным дизайном, вдохновлённым океанскими формами, и изготовлен из переработанного пластика, собранного командой Sungai Watch.

А датский дизайнер Каспер Кистер представил коллекцию мебели, изготовленной из переработанного пластика, стремясь переосмыслить восприятие этого материала в дизайне. Его работы включают стулья и столы, созданные из пластиковых отходов. Кистер использует инновационные методы обработки, чтобы придать мебели уникальный внешний вид и подчеркнуть эстетический потенциал пластика. Его подход демонстрирует, как устойчивые практики могут сочетаться с современным дизайном, предлагая альтернативу традиционным материалам и способствуя более экологичному будущему в мебельной индустрии.
