В новой заметке нашего специального проекта «Как архитекторы работали с классикой» Андрей Бархин приглашает вас в архитектурное путешествие по итальянской Виченце. Андрей Бархин — известный архитектор и искусствовед, автор лекций о творчестве Палладио. Он поделится своими знаниями и впечатлениями о великом мастере, расскажет о его жизни и творчестве, а также о том, как его идеи повлияли на развитие архитектуры.
Первое впечатление от вилл Палладио
Мы привыкли судить о Палладио по чертежам, его сравнительно скромным дворцам в Виченце и, конечно, по усадьбам русского палладианства. Но масштабы и роскошь, которые поражают в виллах Палладио, невозможно передать в проекциях и фото. Дело не в наличниках, колоннах и профилях. Но в той воле, с которой мастер переворачивал вокруг пространство, организовывал его именно так, как считал нужным. Эту его убежденность можно сравнить, наверное, только с волей Корбюзье или Райта, настолько Палладио был, оказывается, силен в своем требовании жить по его правилам, по его черчёным планам. А секрет его вилл нехитрый – красивый план он сочетал с красивым фасадом. И, привезя из своих поездок в Рим подлинный, величественный масштаб римских терм, Палладио решил поселить своих заказчиков именно в этих торжественных залах, грандиозных и роскошно декорированных. Виллы Палладио производят сильное впечатление именно массой. Многие из них недостроены, осуществленные же фасады часто выглядят камерно, и созданы они по академичной схеме. Но за ними скрываются потрясающие по силе средоточия гармонии и какого-то столичного представления о человеке, об образе жизни как празднества. Сколько воздуха, сколько простора в этих залах, сколько фресковой живописи, гротесков!
Визит на виллу Барбаро: Живописное впечатление
Самым сильным впечатлением была, конечно, поездка на виллу Барбаро. И тут живопись поборола архитектуру окончательно. Фрески Веронезе — это одно из самых сильных моих живописных впечатлений. Это обязательный адрес для тех, кто коллекционирует встречи с искусством фрески, больше того, с гармонией. Переживаешь совершенно физиологическое чувство, как сквозь тебя проносится этот заряд гармонии, цветовой и архитектурно-графической. Да, вилла Барбаро в Мазере полностью оправдала свою славу.
Для архитектора подобное путешествие — значительнейшее событие жизни. Палладио покоряет абсолютно. И удивляет в его постройках именно разнообразие использованных средств. Четкий, гармоничных пропорций план. Несложная композиция фасада и его скромная пластика. Однако, переступая порог дома, зритель оказывается буквально в каком-то антикварном театре, в роскошной анфиладе, которая поражает своей жизнеутверждающей, витальной силой.
Совет автора: В сентябре 2025 года планируется архитектурное путешествие в Виченцу и на виллы Палладио. Подробности программы и стоимость участия можно найти в телеграм-канале«Лекторий Андрея Бархина».