Новости ARTDOM 2025

История дизайна: экоматериалы

Новости выставки
С детства нам внушают, что природные материалы непрочны и ненадежны. Достаточно вспомнить сказку о трех поросятах, где дом из соломы и веток не выдерживает натиска волка. Однако современные технологии и инновационные подходы к использованию природных материалов полностью опровергают это убеждение.

Редакция ARTDOM совместно с Дарьей Данильченко исследует, как дизайнеры и архитекторы работают с экологичными материалами, демонстрируя их функциональность, эстетическую привлекательность и экономическую эффективность.
Возможности 3D-печати

3D-печать — один из самых перспективных способов преобразить дизайн и сократить путь производства. Достаточно смоделировать объект на компьютере, засыпать в принтер полимерный порошок и машина сделает свое дело.
Самое интересное, что напечатать на таком принтере можно не только стул или вазу, но и целый дом. Итальянский разработчик технологии 3D-печати WASP построил дом, чтобы продемонстрировать возможности Crane Wasp, модульного 3D-принтера, который может создавать дома различных форматов и размеров. Дом площадью 30 квадратных метров, получивший название Gaia, был напечатан с использованием натуральной грязевой смеси, приготовленной из почвы, взятой с окрестностей, а также отходов производства риса, таких как измельченная солома и рисовая шелуха.
«Если за зданием не ухаживать, оно снова превратится в землю», — заявили в компании. 3D-принтер создаёт стены, нанося специальную смесь слоями. Внутри этих стен есть пустоты, которые заполняются рисовой шелухой для утепления. Благодаря такой изоляции в доме поддерживается комфортная температура даже зимой без отопления. WASP утверждает, что этот метод экономичен по времени и дешев. Весь процесс занимает всего 10 дней, а затраты на производство грязевой смеси составляют менее 1000 фунтов стерлингов.

Искусственный бетон

Выпускницы колледжа Сент-Мартинс Бриджит Кок и Ирен Рока Морасия совместно создали бетоноподобную плитку. Проект был заказан брендами Dior и Louis Vuitton, они хотели получить альтернативу существующим строительным материалам, которые можно было бы использовать в интерьерах магазинов. Материал для плитки, который исследователи называют биобетоном, сделан из японского спорыша и панцирей американских сигнальных раков. И этот выбор не случаен.
В Великобритании два инвазивных вида — японский горец и американские сигнальные раки — стали проблемой. Горец, завезённый в XIX веке, повреждает здания и дороги, прорастая через бетон. А сигнальные раки, появившиеся в 1970-х, уничтожили местную популяцию, изменили качество воды и угрожают наводнениями. Однако учёные нашли решение: из горца делают связующее вещество, а из измельчённых панцирей раков — заполнитель. С добавлением воды и желатина получается прочный материал, который затвердевает без дополнительного нагрева и красителей.
Латекс

Латекс — это натуральный материал, который получают из молочно-белого сока каучукового дерева. Для этого делают надрезы на коре дерева, не срубая его целиком. Такой способ сбора позволяет дереву быстро восстанавливаться и давать новый урожай. Поскольку латекс не вредит окружающей среде, дизайнеры всё чаще используют его вместо материалов, которые делают из нефти или животного сырья.
Модельеры, такие как Харикришнан и Фредрик Тьерандсен, использовали этот материал вместо синтетического каучука или поливинилхлорида (ПВХ), а австралийский дизайнер Молли Янгер заменила латекс кожей, чтобы создать серию сумок, похожих на плоть.
В мебельной промышленности дизайнеры комбинируют его с натуральными наполнителями для замены обивочной пены из полиуретанового пластика. Такой подход к дизайну демонстрирует Нина Эдвардс Анкер, которая разработала уникальную обивку из смеси латекса и чечевичных бобов для своего дивана-бини.
Мицелиевая кожа

Индустрия моды и дизайна стремятся заменить кожу животных и постепенно переходят на новый вид, который делают из грибов, точнее из мицелия. Это корневая структура, которую грибы используют для роста. Производители утверждают, что мицелиевая кожа безопасна, выделяет меньше парниковых газов при производстве и потребляет меньше природных ресурсов.

Итальянский архитектор Карло Ратти создал уникальную инсталляцию в миланском ботаническом саду Орто Ботанико ди Брера в рамках выставки INTERNI Human Spaces в 2019 году. Он вырастил серию арочных конструкций из мицелия Арочные проходы выращивались естественным путём, как настоящие грибы, в течение шести недель. После выставки их измельчили и вернули в землю в виде компоста, замкнув природный цикл.
Пищевые отходы

Дизайнеры всё чаще используют пищевые отходы как основу для новых материалов. Это помогает создать замкнутый цикл, где ничего не выбрасывается, а старые материалы становятся сырьём для новых изделий.

Среди полезных ингредиентов — выброшенные морские раковины, которые содержат биополимер хитин. Его используют для создания биопластиковой упаковки и в сочетании с отработанной кофейной гущей для создания альтернативы коже.

Дизайнер Бассе Штиттген из Академии дизайна в Эйндховене создал коллекцию предметов из крови, оставшейся от мясной промышленности. Он узнал, что скотобойни ежегодно выбрасывают миллиарды литров крови животных, и решил изучить, можно ли использовать её для производства нового материала.

Предметы Штиттгена на 100% состоят из крови, но выглядят чёрными и твёрдыми. Дизайнер высушил кровь, превратил её в порошок (как при производстве кровяной колбасы), а затем нагрел и спрессовал. Клейкие свойства белка альбумина помогли материалу затвердеть.
Пробка

Кора пробкового дуба — удивительный материал, который после сбора и первичной обработки (когда цельные части идут на производство винных пробок) может быть переработан повторно. Это практически безотходный материал, который можно использовать снова и снова.

Дизайнер-минималист Джаспер Моррисон создал для американской выставки серию мебели полностью из пробки. Среди экспонатов — шезлонг, книжные полки, обеденный стол, стулья, табуреты (которые также служат низкими столиками), скамейка и каминная облицовка из пробкового дерева.

Моррисон уже не первый раз работает с пробкой. В 2015 году он спроектировал дом-хижину для компании Muji. Хижина из пробковых панелей — это «небольшой дом для проведения выходных», который призван упростить процесс строительства нового дома с нуля. Для своей хижины британский дизайнер использовал полоски пробки для облицовки.
Водоросли

Дизайнер Каролин Пертш (Carolin Pertsch) представила миру табурет Zostera, сделанный из морских водорослей, выброшенных на берег. Zostera — это настоящие морские растения, которые после шторма в огромных количествах выносятся на берег. Обычно такие остатки собирают и утилизируют, нодизайнер увидела в них потенциал: экологичный и практически бесплатный ресурс.

Для создания табурета водоросли высушиваются, измельчаются и смешиваются со специальной биоразлагаемой смолой на растительной основе. Полученная масса формуется и затвердевает, приобретая свойства, схожие с древесиной. Поверхность табурета получается естественно текстурированной, с уникальным органическим рисунком, напоминающим солому или шероховатую кору. Благодаря высокой плотности материала Zostera обладает долговечностью. Этот проект демонстрирует, как отходы природы могут стать основой для функционального и экологически безопасного дизайна — особенно в прибрежных регионах, где такие материалы доступны буквально под ногами.
Будущее дизайна — это не отказ от прогресса, а прогресс, в котором человек существует не в оппозиции к природе, а в глубоком и уважительном диалоге с ней. И именно материалы становятся языком этого диалога.

Текст: Юлия Кузьмина