В новом материале спецпроекта ARTDOM Андрей Бархин рассказывает про Огюста Монферрана — выдающегося французского архитектора, чьи творения в центре Санкт-Петербурга стали символами города. Наследие Монферрана в Петербурге включает в себя два монументальных сооружения — Александрийскую колонну и Исаакиевский собор. Эти объекты не только стали вершиной архитектурного искусства своего времени, но и продемонстрировали принцип «достичь и превзойти», который был характерен для многих поколений архитекторов.


Масштаб и чувство меры
Французский архитектор Огюст Монферран построил в центре
Санкт-Петербурга в середине XIX века два значимых сооружения – Александрийскую колонну и Исаакиевский собор. Эти проекты были выполнены Огюстом Монферраном, французским архитектором, с удивительным вкусом и мастерством. Здесь поражает многое: и верность выбранных мотивов, и их пропорций, и чувство меры, и редкостный крупный масштаб, и великолепное качество строительства.
Санкт-Петербурга в середине XIX века два значимых сооружения – Александрийскую колонну и Исаакиевский собор. Эти проекты были выполнены Огюстом Монферраном, французским архитектором, с удивительным вкусом и мастерством. Здесь поражает многое: и верность выбранных мотивов, и их пропорций, и чувство меры, и редкостный крупный масштаб, и великолепное качество строительства.

В 1820-е перед Монферраном стояла невероятно сложная задача: завершить центральный ансамбль Петербурга, который был заложен ещё в середине XVIII века по проекту Б. Растрелли и продолжил развиваться благодаря творчеству А.Д. Захарова и К.И. Росси. И именно благодаря Монферрану грандиозная эспланада от Зимнего дворца (1754-1762) до здания Сената и Синода (1829-1834), простирающаяся на более чем 900 метров, обрела столь необходимый и совершенный облик.
Гармония и градостроительная роль
Творения Монферрана прекрасно иллюстрируют принцип «достичь и превзойти», девиз многих поколений архитекторов. До наших дней сохранились специальные таблицы, в которых Монферран сравнивал свои идеи с классическими европейскими образцами.
Такая практика была распространена среди архитекторов того времени. Она служила двум целям: убедить заказчика в уникальности предложенных решений и уточнить предполагаемое впечатление от проекта, сравнивая его с известными постройками. Именно поэтому и Александровская колонна (1834, высота 47 метров, вес 600 тонн), и Исаакиевский собор (1818-1858) превзошли все свои европейские аналоги.
Гармония и градостроительная роль
Творения Монферрана прекрасно иллюстрируют принцип «достичь и превзойти», девиз многих поколений архитекторов. До наших дней сохранились специальные таблицы, в которых Монферран сравнивал свои идеи с классическими европейскими образцами.
Такая практика была распространена среди архитекторов того времени. Она служила двум целям: убедить заказчика в уникальности предложенных решений и уточнить предполагаемое впечатление от проекта, сравнивая его с известными постройками. Именно поэтому и Александровская колонна (1834, высота 47 метров, вес 600 тонн), и Исаакиевский собор (1818-1858) превзошли все свои европейские аналоги.


В композиции Исаакиевского собора гармонично переплелись разнообразные известные мотивы: от Темпьетто Браманте до портика римского Пантеона. Более того, этот собор, созданный в Петербурге по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, стал своеобразным ответом на Пантеон в Париже, который был первоначально посвящён Святой Женевьеве, покровительнице города. Однако творение Монферрана оказалось интереснее и точнее как в своих фасадных мотивах, так и в пропорциях, а главное — в градостроительной роли. Именно благодаря куполу Исаакиевского собора «небесная линия» Петербурга получила столь необходимое и гармоничное завершение, что сделало её одним из символов города.
