Вторая статья спецпроекта «История дизайна: материалы» ARTDOM и Telegram-каналов Russian Architecture и Nowadesign посвящена металлу. В этой статье мы расскажем о том, как дизайнеры работали с этим материалом, как он повлиял на внешний вид мебели и как школа Баухаус связана с трубчатой сталью.


Активное использование металла в мебельном дизайне связано с появлением школы Баухаус в Германии в начале прошлого века и, позднее, с популярностью элегантного стиля mid-century modern. Эстетика вне времени, долговечность и легкость в эксплуатации: этот промышленный материал, ранее применявшийся прежде всего в архитектуре, позволял дизайнерам привнести присущие ей современную эстетику и функциональность во внутренние пространства.

Пионером в области изготовления мебели из металла и, в частности, из трубчатой стали, по праву считается немецкий дизайнер Марсель Брейер. В 1925 году он, будучи учеником в Баухаусе, придумал знаменитое кресло Wassily. Модель была названа в честь одного из преподавателей школы — Василия Кандинского. Именно Марсель Брейер в числе первых осознал потенциал трубчатой стали как легкого и пластичного, но при этом прочного материала для создания мебели, отвечающей духу времени.

Другая икона дизайна, тоже выполненная с использованием трубчатой стали, появилась в 1929 году. Речь о лаунж-кресле Barcelona, созданном архитектором-модернистом Людвигом Мисом ван дер Роэ для Промышленной выставки в Барселоне. В руках архитектора индустриальный материал превратился в изящное кресло с плавными изгибами и идеально выверенными пропорциями. В 1953 году компания Knoll приобрела права на производство модели, которая вскоре стала визитной карточкой бренда.

Одну из ключевых ролей в популяризации разработки мебели из трубчатой стали также приписывают дизайнеру Антону Лоренцу. Так, в кресле KS 41g, созданном в 1929–1930-м годах, он использовал революционную для своего времени конструкцию сиденья и спинки в виде сплошной замкнутой трубы. Сиденье было закреплено на несущей конструкции, простая форма которой позволяла обойтись без задних ножек.

Вслед за Брейером, Мисом ван дер Роэ и Лоренцом эксперименты с металлом продолжили Чарльз и Рэй Имз. В 1951 году супруги-дизайнеры создали стул Wire из сварной стальной проволоки. Модель, ставшая одним из главных дизайн-творений XX века, отличалась органическим силуэтом и воплощала апофеоз технической изысканности своего времени.

Современные дизайнеры тоже активно используют металл для создания мебели, придумывая новые формы и внедряя в процессы технологические инновации. В 2021 году японский дизайнер Наото Фукасава и американский бренд Emeco выпустили линейку табуретов Za. Изделия созданы вручную из переработанного алюминия и могут использоваться как во внутренних помещениях, так и в пространствах на открытом воздухе.

Яркий пример экспериментального подхода к металлу — стул Tila от Shepherd Studio. Его спинка и сиденье сформированы 210-ю сферами из нержавеющей стали, обработанной вручную. Между металлическими элементами предусмотрены едва заметные зазоры, которые позволяют проникать свету и создают игру отражений в пространстве.
В российском сегменте также появляется интересная металлическая мебель. Например, бренд Nowadesign, созданный совместно с одноименным телеграм-каналом и Russian Architecture, производит мебель, которая стремится переосмыслить взаимодействие архитектуры и предметного дизайна.
Nowadesign — это не просто мебель, это новый взгляд на взаимодействие формы, пространства и человека. На данный момент в коллекции бренда есть стулья, стол и вешалки! Все изделия прочные, долговечные. При покраске в любой желаемый цвет используется двойное порошковое покрытие (цинковый грунт + покраска).
В российском сегменте также появляется интересная металлическая мебель. Например, бренд Nowadesign, созданный совместно с одноименным телеграм-каналом и Russian Architecture, производит мебель, которая стремится переосмыслить взаимодействие архитектуры и предметного дизайна.
Nowadesign — это не просто мебель, это новый взгляд на взаимодействие формы, пространства и человека. На данный момент в коллекции бренда есть стулья, стол и вешалки! Все изделия прочные, долговечные. При покраске в любой желаемый цвет используется двойное порошковое покрытие (цинковый грунт + покраска).
«Наша мебель — это баланс между минимализмом, выразительной формой, яркостью и тактильностью. Мы используем металл, чтобы создавать изделия, которые остаются вне времени, устойчивы к внешним условиям и гармонично вписываются как в городской, так и в частный интерьер, где сама фактура и обработка становятся частью эстетики. Как и в лучших примерах мирового мебельного дизайна, мы рассматриваем металл не просто как каркасный материал, а как основу художественного высказывания».
Nowadesign будут представлены на выставке ARTDOM 2025!
Использование металлических конструкций в дизайне — это не просто дань моде, а необходимость, продиктованная современным ритмом жизни. Он символизирует технологический прогресс, урбанистический стиль и стремление к функциональности. Будь то дизайнерский светильник, промышленный фасад или каркас современной мебели — металл остаётся неизменным спутником инноваций, продолжая вдохновлять дизайнеров на создание новых форм.