Новости ARTDOM 2025

Дизайн без границ: как SALON-interior формировал культуру интерьера в России

Новости партнеров
ARTDOM поговорил с Ольгой Коротковой, главным редактором журнала SALON Interior. Она рассказывает о становлении дизайна в России, его связи с зарубежными трендами и достижениях издания за 30 лет, а также о том, почему дизайнеры и архитекторы в России часто остаются непубличными фигурами.
Вы начали свою профессиональную деятельность в 2000 году, когда российский дизайн отходил от хаоса 90-х. Какие самые яркие черты/события эпохи 90-х больше всего повлияли на развитие дизайна в России?

2000 год стал не только самым ярким в моей профессиональной биографии, но и в истории интерьерного дизайна в России. Так совпало! Именно тогда само понятие интерьера вошло в российскую действительность. Интерьер как особая среда для жизни, как некое стилистическое явление, как продуманная эстетика.

Эпоха 90-х явила своим итогом саму возможность жить иначе, без оглядки на советские стандарты. Пожалуй, такого обилия стилей, как в начале 2000-х, еще никогда не было.


За каких-то несколько лет Россия мгновенно «вспомнила» и прошла все те стили, которые были для наших людей недоступны. Прежде всего дворцовый и усадебный стили. Да, прежде всего дворцами и усадьбами запомнится это время.
Какие зарубежные тренды повлияли на становление российского дизайна? Мы видим отголоски этих трендов сегодня?

Россия – европейская страна, мы столетиями развивались бок о бок, вплотную с европейскими культурными процессами. И, как только стало возможным, в постсоветскую эпоху российские архитекторы и дизайнеры привнесли все самые значимые европейские тренды в отечественный дизайн – это английский и французский стили, средиземноморские стили, фламандские и скандинавские стили. И это далеко не весь мировой художественный инструментарий, который лег в основу круто замешанной эклектики – микса самых различных традиций и эпох. К месту вспомнить и «освоение» нашими профессионалами американского стиля, а также разнообразных «этнических» влияний – от центральной Африки до самого дальнего Востока.

Какой была роль тематических журналов, таких как SALON-interior, в формировании культуры дизайна, вкуса и насмотренности?

В те годы именно интерьерные журналы – и SALON- interior в первую очередь (мы были тогда практически первыми и единственными) – влияли и на вкусы заказчиков, и на профессиональное самоощущение архитекторов и дизайнеров. По журнальным публикациям ориентировались, учились, им подражали, по ним искали авторов своего будущего интерьера.
В какой момент российский дизайн перестал подражать кому бы то ни было и начал формировать своё собственное лицо?

Отличный вопрос! На самом деле, это и так, и не так. Конечно, российские профессионалы в какой-то момент стали самостоятельными и «взрослыми». Это естественный процесс и в жизни каждого человека, и в каждой профессии.

При этом дизайн – это глобальная тема, здесь нет национальных школ, границ. И говорить о российском дизайне как о каком-то отдельно взятом явлении было бы некорректно. Почему? Потому что задача дизайнера интерьера – выразить индивидуальность современного человека.


Здесь два аспекта сразу – и индивидуальность, и современность. Взаимопроникновение и взаимовлияние лучших мировых трендов и в области комфорта, и качества, и дизайна как такового – абсолютно нормальный путь. Выставки, производители, авторы... Все общаются, все смотрят друг на друга, все развиваются в едином творческом поле.
Какими вы видите главные достижения SALON-interior за 30 лет?

Их много. Скажу о главном: журнал запустил интерьерную отрасль в России, во многом создал ее. И всегда оставался базовым, эталонным в сфере интерьеров самого высокого качества. Параметры этого качества тоже сформированы журналом как брендом. И они остаются прежними: поверьте, это всегда упорство — удерживать руль в правильном направлении, когда автомобиль заносит. Поясню: мы всегда отслеживаем подделки изделий известных европейских брендов или попытки плагиатить таковых. Нет, нет и нет. Не надо путать авторский дизайн и подражание известным и успешным брендам. Это очень большая проблема в нашей стране. Особенно в последнее время.

Считается, что аудитория специализированных медиа узкая. Кто сегодня основной потребитель контента о дизайне? Это профессионалы, любители или заказчики?

Аудитория узкая — так и должно быть. Есть издания элитарные, есть массовые. Границы между этими аудиториями существуют и пролегают, как правило, в области бюджета. Но не только.

Высокохудожественный, интеллектуальный (если угодно) интерьер нельзя создать малыми средствами. Хотя бы потому, что он создается множеством людей. И состоит из качественных предметов. Отделан натуральными и высокотехнологичными материалами. Всё это стоит дорого.


При том, что мы ориентированы на определенную аудиторию, всегда есть те, кто любит помечтать и пофантазировать о будущем. Такие часто становятся будущими заказчиками, так как они сформулировали для себя, как хотели бы жить.
Почему, по вашему мнению, в России дизайнеры и архитекторы часто остаются не публичными фигурами, в отличие от их зарубежных коллег? Что сделать, чтобы это изменить?

Ничего не надо делать искусственно. Если дизайн сделан отлично, интерес появится сам собой: кто? что? И так далее. И вообще, мне кажется, персона дизайнера — это не то, что интересует конечного потребителя. Скорее, это история для профессионалов, для производителей. Дизайн сильно отличается от шоу-бизнеса. Да, в дизайне тоже есть звезды. Но их немного. Весьма немного.

Какую долю контента в вашем журнале занимают российские дизайнеры? Как менялось соотношение российских и зарубежных проектов за весь период вашего управления изданием — и почему?

Подход всегда был и остается единым. Интерьеры — главным образом российские, так как мы ориентированы на реальные процессы в нашей стране и на нашего отечественного заказчика. Тренды и выставки — международный процесс. Они не могут быть замкнуты на конкретную территорию, страну, культуру.

Какие темы, по вашему мнению, сейчас слишком переоценены? А какие, наоборот, игнорируются?

Хороший вопрос. Стоит о чем подумать. Редактор всегда находится между рыночными требованиями и реальными запросами общества. Отечественное производство и отечественный дизайн заслуживают и уважения, и внимания. Но в этой сфере много проблемных зон. Не хватает открытости и честности.

Что для вас значит хороший вкус? Можете ли вы вспомнить проект, который идеально соответствует вашему представлению о таком уровне вкуса?

Вкус — одно из самых непростых для обсуждения вопросов. Но он существует. По-моему, за вкусом стоит и образованность, и воспитанность, и уважение к другому. Емкое понятие. Хороший вкус невозможно приобрести, но можно впитать, вырастить, воспитать. Этим мы и стараемся заниматься 30 лет.