В нашем пятом материале спецпроекта ARTDOM «Как архитекторы работали с классикой» с Андреем Бархиным речь пойдет об итальянском архитекторе Марчелло Пьячентини, который стоял у истоков нового архитектурного стиля 1930-х годов в Италии. Пьячентини был одним из тех, кто сформировал стиль «литторио», который отличался от классической архитектуры своей аскетичностью и монументальностью.
Путь к новому стилю
Марчелло Пьячентини называют главным архитектором эпохи Муссолини в Италии. Он был одним из тех, кто стоял у истоков нового итальянского архитектурного стиля 1930-х, стиля «литторио». Пьячентини одному из первых удалось четко сформулировать в своих работах те приемы, которые стали общеупотребимыми в 1930-е по всей Италии. Эта архитектурная стилистика была аскетичная и монументальная, что резко контрастировало с привычными в Италии формами классической архитектуры.
Наследие Пьячентини уникально благодаря обилию его работ и тому, что ему часто поручали самые важные объекты. Хотя Пьячентини не был единственным архитектором, ответственным за создание нового архитектурного языка. Параллельно с ним над задачей работали Энрико Дель Деббио и Анджоло Маццони.
Однако именно Пьячентини в начале 1930-х годов реализовал целую серию объектов в новом стиле «литторио». Среди них были ансамбль в Брешии, Дворец правосудия в Милане, Дворец корпораций и ректорат университета в Риме, павильон Италии на выставке в Париже и генплан ансамбля ЭУР в Риме. Эти объекты стали основой для создания архитектурного языка, который использовали итальянские архитекторы 1930-х годов.
От классики к «литторио»
Пьячентини вырос в архитектурной семье. Его отец, Пио Пьячентини, выстроил в Риме неоклассическое здание Дворца экспозиций. Марчелло Пьячентини, продолжая дело отца, без труда справлялся со сложной неоклассической архитектурой. Его работы 1910 – 1920-х, созданные в Риме, Генуе, Мессине и Бергамо, являются примерами этого стиля.
Но именно этот резкий поворот стиля и вызывает удивление – это было резкое движение от классики к новой стилистике «литторио». Особенно заметно это в работах Пьячентини, который в 1930-е годы был самым опытным и возрастным среди архитекторов, работавших при Муссолини.
От классики к «литторио»
Пьячентини вырос в архитектурной семье. Его отец, Пио Пьячентини, выстроил в Риме неоклассическое здание Дворца экспозиций. Марчелло Пьячентини, продолжая дело отца, без труда справлялся со сложной неоклассической архитектурой. Его работы 1910 – 1920-х, созданные в Риме, Генуе, Мессине и Бергамо, являются примерами этого стиля.
Но именно этот резкий поворот стиля и вызывает удивление – это было резкое движение от классики к новой стилистике «литторио». Особенно заметно это в работах Пьячентини, который в 1930-е годы был самым опытным и возрастным среди архитекторов, работавших при Муссолини.
Эта жестко геометризованная стилистика сильно отличалась от классических форм – от античности или Палладио. Она также отличалась от советской архитектуры 1930-х годов, но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.
И наконец, стоит отметить поразительные параллели с архитектурой 1960-1970-х годов, как будто и не было ни войны, ни смены режима. Эта тема заслуживает более детального исследования, но даже в кратком обзоре невозможно не заметить сходство архитектурных приемов, которые можно обнаружить, рассматривая наследие времен Муссолини, особенно ансамбль ЭУР, и аналогичные объекты 1960-1970-х в СССР и США.
Но самое удивительное в застройке времен Муссолини — это способность итальянских архитекторов предугадать и сформулировать те принципы и приемы, которые оказались востребованными и через 30-40 лет. Эта архитектура пережила свою идеологию и оказалась способна вдохновлять архитекторов и после Второй мировой войны, и остается таковой до сих пор.
И наконец, стоит отметить поразительные параллели с архитектурой 1960-1970-х годов, как будто и не было ни войны, ни смены режима. Эта тема заслуживает более детального исследования, но даже в кратком обзоре невозможно не заметить сходство архитектурных приемов, которые можно обнаружить, рассматривая наследие времен Муссолини, особенно ансамбль ЭУР, и аналогичные объекты 1960-1970-х в СССР и США.
Но самое удивительное в застройке времен Муссолини — это способность итальянских архитекторов предугадать и сформулировать те принципы и приемы, которые оказались востребованными и через 30-40 лет. Эта архитектура пережила свою идеологию и оказалась способна вдохновлять архитекторов и после Второй мировой войны, и остается таковой до сих пор.
В апреле 2025 года Андрей Бархин планирует архитектурное путешествие по Риму и Милану. В рамках поездки можно познакомиться с архитектурой эпохи Муссолини. Подробную программу и информацию о стоимости участия можно узнать в телеграм-канале «Лекторий Андрея Бархина»!