Новости ARTDOM 2024

Пьячентини между Римом и Ватиканом: история улицы Согласия

Новости выставки
В истории архитектуры есть примеры, когда ради грандиозных замыслов приходилось жертвовать историческими памятниками. В Москве 1930-х годов сносились целые кварталы и монастыри, чтобы освободить место для новых построек. Но в Риме эпохи Муссолини ситуация была иной. Андрей Бархин в рамках спецпроекта с ARTDOM рассказывает об истории улицы Виа Кончилиационе.
«Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini»
(Чего не сделали варвары, сделали Барберини)

В XVII веке это выражение критиковало власти Рима и Папу Урбана VIII из семьи Барберини за использование античных памятников для новых строений, в частности, собора Святого Петра. В XX веке острословы изменили фразу, заменив фамилию на созвучную – Пьячентини или даже Муссолини.
Виа Кончилиационе: Ансамбль Пьячентини
Следует коротко рассказать об улице виа Кончилиационе (площади Согласия), начатой Бернини и завершенной Пьячентини, которая соединяет Рим эпохи Муссолини с Ватиканом и собором Святого Петра.

Сегодня можно услышать мнение, что разрушение треугольного квартала Борго, который закрывал вид на собор Святого Петра, было «варварским» деянием Муссолини и Пьячентини. Однако эта акция мне видится в ином свете. Именно эта история демонстрирует разницу между Москвой 1930-х годов и Римом эпохи Муссолини. В Риме исторический квартал был снесён, чтобы подчеркнуть и усилить значимость главной святыни — собора Святого Петра. В Москве же ситуация была совершенно иной.

К сожалению, еще не создан полный мартиролог памятников архитектуры Москвы, снесенных после революции. Но из очевидного в этот период были уничтожены это Красные ворота, Сухарева башня, множество церквей, включая такие шедевры, как Успенская церковь на Покровке и Никольская церковь на Ильинке, а также целые монастыри. В 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя. В Риме не сносили памятники архитектуры: здесь пробивали улицы, ведущие к ним.
Идеальное воплощение

Архитектурный стиль Муссолини в центре Рима создавался как нечто фоновое и контекстуальное. Самые амбициозные идеи были осуществлены тогда на окраинах Рима: ансамбль ЭУР и Форум Муссолини. Итальянские архитекторы 1930-х годов не стремились соперничать с творениями своего великого прошлого. Виа Кончилиационе, названная в честь договора о примирении Рима, Италии как государства и Ватикана, стала идеальным воплощением прямой архитектурной логики и стилевой умеренности новых элементов ансамбля. В этой архитектуре Пьячентини чувствуется точно угаданная мера и здоровый компромисс.

Сегодня «археологический подход» требовал бы оставить квартал Борго нетронутым. Но, к счастью для Бернини и громады собора Святого Петра, в ХХ веке нашелся другой мастер, способный смело и тактично завершить начатое три столетия назад.

Совет автора: У меня есть две лекции об архитектуре Италии времен Муссолини, которые доступны онлайн: «Архитектура Италии эпохи ар-деко» и «В поисках тоталитарной архитектуры». Свяжитесь со мной, и я смогу выслать вам ссылки на видео.

Подписывайтесь на телеграм канал «Лекторий Андрея Бархина»!