Новости ARTDOM 2025

Наталья Белоногова: пространства, в которые хочется возвращаться

Новости участников
Наталья Белоногова — известный архитектор, чьи проекты отличаются вниманием к деталям. Рестораны «Северяне», «Уголек», «Горыныч», Pinch, Manul — каждое пространство становится местом, куда хочется возвращаться. В этом интервью мы поговорим о том, как рождаются идеи для проектов, какие ритуалы помогают Наталье находить правильные решения и о том, как интерьер может влиять на жизнь ресторана и какие нематериальные факторы делают пространство «вечным».
Ваши проекты часто называют шаманскими. Вы поддерживаете этот термин или он просто случился?

Когда что-то невозможно объяснить и разложить по полочкам, когда что-то поражает своей красотой или вызывает недоумение, люди склонны приписывать этому сверхъестественные свойства. Мне это нравится!

Есть ли у вас ритуалы или внутренние практики, которые помогают вам настроиться на создание чего-то нового, поиск вдохновения или идеи?

Люблю, когда вокруг спокойно и тихо. Часто вдохновение приходит во время путешествий. Иногда мне помогает йога, но без фанатизма.
В ресторане MANUL с харизматичным интерьером можно увидеть в форме окон глаза манула. Натуральные материалы и фактуры отсылают к главной теме заведения — кухне народов Сибири.
Московские рестораны часто живут яркую, но недолгую жизнь. В то же время есть ощущение, что интерьеры Белоноговой это своего рода константа, такие истории, куда можно всегда вернуться, спрятаться от внешнего мира. Есть ли в этом тоже какая-то доля шаманства? Какова роль интерьера в сроке жизни ресторана, на ваш взгляд?

Во всём мире есть рестораны, жизнь которых мимолётна, и есть те, которые становятся «вечными». Это зависит от множества факторов, многие из которых можно понять ещё в начале проекта. Можно назвать это “шаманством”, но на самом деле это результат серьёзной работы и любви к своему делу со стороны всей команды.

Прятаться от внешнего мира можно не только в ресторанах, но и дома и даже внутри себя. Главное, чтобы там было чисто, уютно и спокойно. Поэтому долголетие заведения зависит не только от интерьера, но и от таких нематериальных вещей, как забота, внимание к деталям, душевное тепло и желание создать место, куда хочется возвращаться.
Новый ресторан японской кухни Fullmoon — проект ресторатора Ильи Тютенкова из розового бетона.
Если говорить про ваши любимые “вечные” места в Москве – куда вы любите возвращаться?

Я люблю «Уголёк» и «Северяне» — это мои фавориты. Конечно, моё мнение может быть необъективным, ведь я сама их проектировала. А ещё я с удовольствием хожу в Big Wine Freaks — это приятное место.
Знаковый проект Натальи Белоноговой — «Северяне» — не имеет прямых отсылок к северу. Магия нордической атмосферы строится не на прямых цитатах, а на грамотном сочетании цветов и материалов.
Вас знают как дизайнера исключительно избирательного в клиентах – это изначально было так или избирательность появилась спустя какое-то время?

Хотелось бы сказать, что с самого рождения я обладала исключительным чутьём, пониманием людей и деликатностью, но это не так. Мне понадобилось время, чтобы научиться чувствовать, с кем мне комфортно работать. Однако я бы не назвала это избирательностью — скорее, это естественный процесс поиска гармонии и совпадения взглядов.
Азиатская гастрономия в лаконичном интерьере ресторана BIWON. Бежевые и песочные оттенки создают атмосферу уюта и уединения
Как вы понимаете, что клиент вам подходит? Что для вас важно в этих отношениях?

Когда начинается новый проект, все спешат: сроки поджимают, нужно быстро действовать. Но, как вы понимаете, невозможно сразу понять, подходит вам человек или нет. Иногда люди годами живут в браке и только потом осознают, что не подходят друг другу.

Тем не менее, мы стараемся понять друг друга. Разговоры не обязательно должны быть только о проекте — можно обсудить книги, фильмы, детей — всё, что угодно. Главное — общение. Это помогает лучше почувствовать человека и его ожидания.

Сложно ли было научиться отказывать? Не обижаются ли те, с кем вы не сходитесь по вашим ощущениям – всегда ли принятие и понимание того, что совместный проект не случится, это обоюдный процесс?

Конечно, отказывать сложно. Иногда люди обижаются, хочется сказать «да» каждому, чтобы всем нравиться. Но это путь к неврозам и, что ещё хуже, к некрасивым интерьерам. Поэтому я выбираю красоту и верность себе.

Если бы вас попросили описать ваш стиль в трех словах, какими бы они были?

Стиль Натальи Белоноговой.

Ощущаете ли вы, что ваш визуальный язык эволюционирует, приобретает какие-то новые черты – что на это может повлиять?

Мой стиль меняется с появлением новых технологий.
В парфюмерном бутике ZIELINSKI&ROZEN на Малой Бронной Наталья Белоногова подчеркнула мистическую стилистику контрастными решениями и множеством зеркал.
Что сложнее: придумывать концепцию или доводить ее до реализации? Насколько вы вовлечены в реализацию проектов? И какая часть работы вам наиболее близка?

В каждом проекте есть два прекрасных момента: когда придуман и нарисован классный концепт, и когда первые гости заходят в пространство. Всё остальное — кропотливая и серьёзная работа, требующая полной самоотдачи.

Ваши интерьеры часто насыщены деталями, которые раскрываются постепенно. Это осознанный способ работы с вниманием зрителя?

Да, это осознанный подход. Мне важно, чтобы человек захотел вернуться и открыл для себя что-то новое. Такие детали — своего рода пасхалки, создают ощущение диалога с пространством.
В ресторане UNI Наталья взяла за основу традиционный стиль карэй. В интерьере можно увидеть японские предметы декора: икебаны, костяной фарфор, бонсаи
Стало ли сегодня сложнее работать с аудиторией, с ее вниманием чем 5-10 лет назад? На что реагируют люди?

Да, аудитория стала более требовательной, и это прекрасно. Мы развиваемся вместе с ней.

Чем вас привлекает тактильность? Как ощущения от материала могут изменить эмоциональное восприятие пространства? В ваших работах какие примеры тактильного в пространстве у вас самые любимые?

Тактильные ощущения важны для любого человека. Как мелкая моторика: чем точнее настройка, тем лучше результат. Поэтому в каждом моём проекте внимание уделяется именно тактильным деталям. Это помогает создать связь между человеком и пространством на уровне ощущений.
Ресторан KRASOTA позиционирует себя как гастротеатр, и Наталья Белоногова постаралась создать атмосферу удивительной шкатулки со сказочной люстрой из осколков стекла и театральным пологом из розового бетона.
Есть ли проект, который вы считаете своей недосказанной историей? Что бы вы хотели доделать или переосмыслить?

Недосказанными могут быть только те проекты, которые остались на бумаге и не были реализованы. Но это нормальная практика. Я не склонна рефлексировать на эту тему — всегда будет что-то новое и вдохновляющее!