В новый год — с новыми силами. ARTDOM продолжает рассказывать про великих архитекторов вместе с нашим контрибьютором Андреем Бархиным. Сегодня речь пойдет о Рикардо Бофилле – мастере, чьи работы стали символом постмодернизма.


Грандиозный замысел
Рикардо Бофилл, мастер значительной стилевой эволюции и могучего таланта, известен отечественным архитекторам, в первую очередь, своими
городскими ансамблями, созданными в 1980-х годах. Эти ансамбли стали ярким выражением стиля постмодернизма.
Эта архитектура грандиозна и парадоксальна. Симметричные и монументальные, его городские пространства поражают своей грубой пластикой. Однако сам факт их появления в таком виде заставляет нас принять как данность, что теперь, возможно, «так можно». Это настоящее визуальное испытание, но чтобы понять его, нужно увидеть.
городскими ансамблями, созданными в 1980-х годах. Эти ансамбли стали ярким выражением стиля постмодернизма.
Эта архитектура грандиозна и парадоксальна. Симметричные и монументальные, его городские пространства поражают своей грубой пластикой. Однако сам факт их появления в таком виде заставляет нас принять как данность, что теперь, возможно, «так можно». Это настоящее визуальное испытание, но чтобы понять его, нужно увидеть.



Ансамбль Абраксас под Парижем (1978) и Антигон в Монпелье (1983), стали для советского архитектора недосягаемой мечтой сразу после их возведения. Ведь это был триумф Архитектора – его реализация как демиурга. Это был невиданный диктат Единицы, воплощение самореализации и свободы Творца, какое-то безграничное богатство формы. Ничего подобного в СССР в те годы представить себе было невозможно. С учетом многолетнего отставания советской архитектурной практики от развития мировой моды, СССР до наступления эпохи постмодерна и «освоения» приемов Бофилла, можно сказать, просто не дожил.


Противоречивость и парадоксы
Один из парадоксов архитектурного стиля Рикардо Бофилла тех лет – это «имперскость» вне империи и вне режима. За этой формой не стояла ни Франция «короля солнца», ни «непобедимая армада» Испании. Это была лишь инициатива одного архитектора. Архитектура, осуществленная на рубеже 1970 – 1980-х годов, до сих пор выглядит актуальной и недосягаемой. Она настолько радикальна и масштабна, что ее невольно сравниваешь с городскими пространствами, реализованными в 2010-е М.А. Филипповым и М.Б. Атаянцем. Хотя стилистика здесь немного иная, но отметим другое – это временной разрыв в 30–35 лет. С фасадами Рикардо Бофилл работал куда грубее и, как кажется, вообще только в 1/100 масштабе, не отвлекаясь на детально проработанные чертежи. Но это было индустриальное производство. И социальная подоплека была здесь только предлогом. Это была сознательная эстетическая программа – «классика для киборгов».


В этом заключается главный парадокс и глубинное противоречие этой архитектуры. В эпоху «победившего модернизма», Рикардо Бофилл, как кажется, мощно и раскрепощенно открывал миру Классику – симметрию, крупный масштаб, монументальность и деталь. Это была революционная архитектура… но она не была классикой. Город исторического прошлого говорит с нами совершенно на ином языке. И потому так остро ощущается инопланетность, кинематографичность и своеобразное одиночество архитектурного мира Рикардо Бофилла. Это не классика, а новая форма, новая визуальная вибрация – механизированная, харизматичная и волевая. Именно поэтому Рикардо Бофилл стал одним из величайших архитекторов второй половины ХХ века.


